История

1История аэропорта начинается в далеком 1957 г. 19 декабря того года вышел приказ Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУ ГВФ) об организации в тогда еще г. Куйбышеве в составе Приволжского территориального управления аэропорта IV класса, которому было дано название «Курумоч». Первым начальником аэропорта был назначен Н.П.Скринский (за штурвалом правления он провел почти два года: с 7 января 1958 г. по 14 декабря 1959 г.). Приказом ГУ ГВФ от 30 июля 1960 г. на аэродроме разрешается производить «учебные полеты самолетов Ил-18 и Ан-10 Школы высшей летной подготовки ГВФ днем и ночью». В этом же приказе сказано: «Аэропорт «Курумоч» считать запасным аэродромом в дневное время для рейсовых самолетов с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями». В это время у руководства аэропортом был Кудряшов (с 15 декабря 1959 г. по 12 мая 1961 г.).
14 февраля 1961 г. приказом ПТУ ГВФ в аэропорту «Курумоч» формируется отдельная эскадрилья самолетов Ан-10. Командиром эскадрильи назначен К.М.Сапунков. В то же время начались первые тренировки летного состава на самолетах Ан-10 в аэродромных условиях.  Уже 11 апреля 1961 г. приказом ГУ ГВФ данному летному подразделению присваивается наименование «Эскадрилья № 65 турбовинтовых самолетов».

Первый исторический рейс был выполнен 27 февраля 1961 г. Экипаж в составе командира корабля К.М.Сапункова, второго пилота В.А. Михайлова, штурмана А.Д. Шкурупия, бортмеханика П.И. Грибова и бортрадиста А.Г. Иксанова на самолете Ан-10 впервые выполняет из аэропорта «Курумоч» рейс с коммерческим грузом на борту. Точкой конечного прибытия был назначен аэропорт «Шереметьево» (Москва).

Приказом ГУ ГВФ от 12 мая 1961 г. утверждается решение специальной комиссии ГУ ГВФ о начале с 15 мая 1961 г. в аэропорту «Курумоч» регулярных полетов самолетов с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, осуществляющих пассажирские перевозки.
15 мая 1961 г. в день открытия летней навигации аэропорт начал прием своих первых пассажиров. Новый лайнер Ан-10 прокладывает воздушную трассу из города Куйбышева в северокавказский курортный город Минеральные Воды. С этого дня также открываются регулярные пассажирские рейсы на скоростных турбореактивных и турбовинтовых самолетах в Ленинград, Ташкент, Адлер, Тбилиси, Свердловск. А с 1 июня 1961 г. через аэропорт «Курумоч» пролегают маршруты и в другие города Советского Союза: Ростов, Симферополь, Москву, Омск, Баку, Новосибирск. С каждым днем на глазах увеличивается интенсивность движения самолетов через куйбышевский аэропорт, растут потоки пассажирских и грузовых перевозок. С этого момента руководителем аэропорта назначается А.В. Филиппов.

24 мая 1962 г. Приволжским ТУ ГВФ организуется 173-й объединенный отряд в составе одной авиаэскадрильи турбовинтовых самолетов (бывшей эскадрильи № 65 самолетов Ан-10), одной авиаэскадрильи тяжелых поршневых самолетов (Ил-14), базировавшейся до этого в аэропорту «Смышляевка», и аэропорта «Курумоч». Командиром авиаотряда становится А.В. Филиппов.

Уж е в июле 1963 г. приказом Приволжского ТУ ГВФ тот самый 173-й объединенный авиаотряд преобразован в Куйбышевский объединенный авиаотряд (КуОАО) в составе летного отряда № 173 и аэропорта «Куйбышев». Командиром КуОАО по-прежнему назначается все тот же А.В. Филиппов. В 1963 г. летно-подъемный состав летного отряда № 173, инженерно-технический состав линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских и личный состав других служб аэропорта «Курумоч» начали эксплуатацию базовых самолетов Ан-12, принимающих на борт до 15 тонн грузов, и Ту-124, общей вместимостью в 56 пассажиров.

В середине шестидесятых годов в аэропорту  продолжается интенсивное строительство новых и реконструкция уже действующих объектов. По очереди сдаются в эксплуатацию ангар АТБ, павильон выдачи багажа, новое пятиэтажное здание гостиницы, производственная котельная, которая работает уже на газе; кроме того реконструируется и расширяется склад горюче-смазочных материалов, усиливается ВПП, в пос. Береза принимаются от строителей Дом культуры со зрительным залом на 300 мест, общеобразовательная школа на 920 учащихся, общежитие и несколько многоквартирных домов. Потоки перевозок активно растут. Так в 1970 г. из аэропорта отправляется уже более 700 тыс. пассажиров и 27 000 тонн груза и почты. С 18 июня 1964 г. по 1 февраля 1971 г. Куйбышевское авиапредприятие возглавляет небезызвестный к тому времени В.Д. Агеев.

Десятилетие семидесятых годов связано с пиком научно-технического прогресса того времени. Это сказалось и на работе аэропорта «Курумоч». Эти годы отмечают как время непрерывного освоения новой техники (самолеты Ту-134, Як-40, Ту-154) и бурного развития авиапредприятия. В это время заканчивается строительство и принимается в эксплуатацию ВПП № 2, Учебно-тренировочный центр (УТЦ), ПТУ ГА с тренажерным комплексом, здание ремонтно-эксплуатационных мастерских службы связи, командно-диспетчерский пункт службы движения, очистные сооружения аэропорта, а также более 40 тыс. кв. м жилья в пос. Береза, расширяется за счет дополнительной стройки. Кроме этого частично восстанавливается и переформировывается существующее здание аэровокзала. В это время предприятие возглавляют целых два директора: со 2 февраля 1971 г. по 15 мая 1972 г. — М.Н. Заико, с 3 августа 1972 г. по 14 декабря 1984 г. — М.А. Дубровский.

В период 1981 — 1990 гг. строится новая питающая подстанция аэропорта. Это в свою очередь значительно повышает устойчивость электроснабжения предприятия и жилой зоны. Также вводят в эксплуатацию новую систему посадки СП-75, позволяющую производить посадку по приборам в сложных погодных условиях I категории ИКАО. Надежную работу обеспечивает новая автоматизированная система УВД «Старт», две нити топливопровода Новокуйбышевский нефтехимзавод — аэропорт «Куйбышев», мощная котельная с котлами ДКВР. Увеличиваются места стоянок самолетов, осуществляется вторая, наиболее масштабная и инновационная, реконструкция аэровокзала. Куйбышевское авиапредприятие обеспечивает максимальный объем пассажирских перевозок. В этот период отправки плюс прибытие достигают рекордного уровня — 3,7 млн. человек. С 17 декабря 1984 г. по 16 июля 1986 г. авиапредприятием руководит В.С. Артемьев, а с 17 июля 1986 г. по 31 декабря 1994 г. всем известный товарищ М.Ф. Евстропов.

Кризис начала 90-ых годов не обходит вниманием ни одну сферу жизни страны. Он неизбежно отразился на активности пользования граждан воздушным транспортом. Так с 1991 г. объемы пассажирских перевозок через аэропорт «Самара» постепенно начинают сокращаться. Такая ситуация сохраняется вплоть до 1998 года: известный кризисный период в российской экономике фактически превращает самолет в элитный вид транспорта, доступный теперь далеко немногим русским людям. Между тем в 1992 г. аэропорт «Самара» получает статус международного, и уже на следующий год строится и вводится в действие международный терминал. При авиапредприятии создаются пограничная и таможенная службы, открываются прямые авиалинии в Турцию, Грецию, Израиль, Китай, ОАЭ. В соответствии с указом Президента РФ об акционировании и приватизации государственных предприятий 19 февраля 1993 г. Самарский объединенный авиаотряд преобразуется в акционерное общество открытого типа «Авиакомпания Самара». В 1994 г. начинается подготовительная работа по постепенному выделению аэропорта из состава авиакомпании «Самара», и 9 декабря 1994 г. выходит постановление Самарского областного комитета по управлению имуществом о создании открытого акционерного общества «Международный аэропорт «Самара» путем выделения из ОАО «Авиакомпания Самара». Вновь созданное предприятие возглавляет генеральный директор В.Ф. Чернавин.

В 2001 г. на базе Международного аэропорта «Самара» создается Группа компаний «Авиация Самары» — единая система самостоятельных предприятий, осуществляющих деятельность на рынке авиатранспортных и смежных с ними услуг. Так был осуществлен первый опыт создания авиационного холдинга на территории Самарской области.

31 мая 2002 г. считается датой второго рождения аэропорта, ведь именно в этот день ему было возвращено историческое название. С этого момента он называется Международный аэропорт «Курумоч».

27 июня следующего года собранием акционеров ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» выделяется из состава Группы компаний «Авиация Самары». Этим же собранием на должность генерального директора аэропорта избирается Л.С. Шварц.

42003 — 2004 гг. Группа компаний «Авиация Самары» реструктурируется. В результате ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» возвращены все авиационные виды деятельности. Ведение неавиационных видов бизнеса берет на себя новая структура — Управляющая компания «Аэропорт-Трейд-Холдинг». Сегодня в состав компании входят ЗАО «Топливно-заправочная компания «Самара», ООО «РАСИП-ВИП», ООО «Авиаланч», ООО «Авиаотель», ООО «РАСИП-Трэвел».

2005 г. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 гг.)», подпрограмма «Гражданская авиация», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 848 от 05.10.2001 г., ФГУП ГПИиНИИ «Аэропроект» подготовлено «Обоснование инвестиций в реконструкцию и модернизацию Международного аэропорта «Курумоч».

Основные события 2007 г.: Министерство транспорта РФ и «Росавиация» разрабатывают Концепцию развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации РФ до 2020 г. Концепция определяет перечень международных аэропортов, которые рассматриваются как узловые аэропорты (хабы) федеральной базовой авиатранспортной системы. В этот перечень также входит Международный аэропорт «Курумоч».

2011 г. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 1072 «О передаче в собственность Самарской области находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Международный аэропорт «Курумоч» 50,99% акций ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», находящихся в федеральной собственности, переданы в государственную собственность Самарской области.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *